"Танцовщик XX века" Владимир Васильев отмечает 70-летний юбилей
18 апреля 2010 года

Всемирно знаменитый артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР Владимир Васильев отмечает в воскресенье 70-летний юбилей.

Владимир Викторович Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве. Его родители работали на фабрике технического войлока (отец - шофером, мать - начальником отдела сбыта). В 7 лет Васильев начал посещать занятия хореографического кружка Кировского дома пионеров, где его заметила педагог Елена Россе, которая сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе.

С 1948 года Владимир Васильев занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в том же году впервые выступил на сцене Большого театра. В 1949 году, после окончания второго класса общеобразовательной школы, по совету своего педагога он сдал экзамены в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1958 году и сразу же был принят в балетную труппу Большого театра.

Первоначально в театре у него были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и другие. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".

На молодого танцовщика обратила внимание Галина Уланова, которая предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Уланова оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование Владимира Васильева, на долгие годы став его другом, педагогом и репетитором.

Балетмейстер Юрий Григорович, который тогда только пришел в театр, поверил в талант 18-летнего выпускника училища и доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".

В 1958-1988 годах Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей и спутницей жизни была балерина Екатерина Максимова, которую он всегда называл своей Музой.

Среди лучших ролей Владимира Васильева принято считать партии Принца ("Золушка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ивана Грозного ("Иван Грозный") - все балеты Сергея �Прокофьева, Базиля ("Дон Кихот"�Минкуса), Альберта ("Жизель" Адана), Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем партий Иванушки ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Кайс-Меджнуна ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Щелкунчика ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Спартака ("Спартак" Арама �Хачатуряна), Сергея ("Ангара" Андрея Эшпая).

С 1971 года Васильев стал работать и как хореограф - он ставит балетные спектакли в Советском Союзе и за рубежом.

Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея�Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина. За эти работы он был награжден многими призами.

Васильев поставил телефильм "Евангелие от лукавого".� Он ставил также оперы:�в ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" - реквием "О, Моцарт! Моцарт... " на музыку Моцарта, Сальери, Римского-Корсакова (1995), на сцене Большого театра - "Травиату" Верди (1996) и хореографические сценки в опере Мусоргского "Хованщина", а также в операх "Аида" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Творческие интересы Васильева простирались и в другие области искусства - он снимался как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта", "Фуэте", в фильме-оратории "Евангелие для лукавого", выступая не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Подпоручик Киже" (1969), "Спартак" (1976), "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и других.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969), рок - оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и другие.

Владимир Васильев занимается также педагогической деятельностью. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать.

С 1985 по 1995 годы Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом - в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон", и на других знаменитых площадках. Некоторое время Владимир Васильев� работал артистическим директором балета Римской оперы.

В 1988 году в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за серьезных различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку".

С марта 1995 года по сентябрь 2000 года Владимир Васильев был художественным руководителем - директором Государственного академического Большого театра России.

При нем в театре была утверждена современная контрактная система, возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра, были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура", создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете, начата подготовка к проведению реконструкции театра, организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии и много другое.

В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с ее упразднением".

�После ухода с поста руководителя Большого театра, в декабре 2000 года Васильев выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" в качестве танцовщика и драматического актера. В 2001 году состоялись премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 году - балета "Ромео и Джульетта" в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. Он возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит и проводит ежегодные гала-концерты "Галине Улановой посвящается".

Владимир Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Деятельность Владимира Васильева отмечена многими государственными и профессиональными наградами. Он - народный артист России, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 году (совместно с Екатериной Максимовой) и в 2001 году - "За честь и достоинство".

Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степени, Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999).

Владимир Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями.

В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989), "Отражения" (2000).

Свободное время Владимир Васильев посвящает живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ). Его любимый жанр - пейзаж.

Еще одно увлечение знаменитого танцовшика - стихи. В 2000 году вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".
« Назад